Основным требованием современной жизни, характеризующейся, в первую очередь, ускоренным темпом,...
Раздаточная коробка является самой главной частью российского внедорожника. Именно от ее правильной работы зависит проходимость автомобиля. В этой статье мы разберемся, как и для чего работает раздаточная коробка, как производится диагностика неисправностей, а также раздаточная коробка Нива ВАЗ – ремонт и замена.
Что такое раздаточная коробка?
Раздаточная коробка монтируется на всех автомобилях, имеющих полный привод абсолютно на все колеса.
Она выполняет распределение крутящего момента по всем осям автомобиля и увеличивает его величину при езде на автомобиле по бездорожью. Если говорить о конструкции этого элемента, то она заметно различается, и это зависит от марки и модели автомобиля. Однако это не мешает выделить самые основные конструктивные элементы агрегата: валы привода для передней и задней осей, понижающая, зубчатая и цепная передачи, межосевой дифференциал, с механизмом, способным к самоблокировке узла и ведущий вал.
Принцип работы заключается в следующем. Ведущий вал (основной) выполняет передачу крутящего момента от передаточного механизма КПП механическим путем на раздаточную коробку.
Далее крутящий момент переходит на специальный межосевой блокирующийся дифференциал, который уже распределяет его между соответствующими осями. Величина распределения зависит от типа дифференциала. Если он симметричный, то это усилие будет распределяться в равных соотношениях, однако если он не симметричный, то момент будет распределяться в определенных соотношениях. Их величина будет зависеть от угловой скорости вращения колес. Если раздаточная коробка передач оборудована автоматическим или ручным включением полного привода, то межосевой дифференциал на ней уже не применяется.
Для наиболее эффективной работы полного привода «Нивы» применяется блокировка межосевого дифференциала. Под данным явлением принято понимать полное или неполное выключение дифференциала и обеспечение наиболее жесткой связи между осями. Таким образом, исключается пробуксовка отдельных осей, если одна пара колес упирается в какое-то препятствие.
Ремонт раздаточной коробки Нива
Внизу будет перечислен перечень неисправностей, характерных для этого агрегата и список их способов ремонта. Данный список актуален только для автомобиля ВАЗ 2121 и LADA 4x4.
1. Вибрация, ощущаемая в ногах на передних сидениях. Особенно заметна при начале движения или разгоне автомобиля.
ослабли или нарушились крепления, поддерживающие коробку передач или раздаточный узел. Чтобы устранить эту неисправность, необходимо просто подтянуть крепления.
повреждения крепящих опорных устройств КПП или раздатки. В этом случае необходимо заменить неисправные элементы новыми. Проверьте центровку ведущего вала, в соответствии с механизмом переключения передач.
произошла деформация болтов, поддерживающих эластичную муфту. Устраняется заменой болтов или промежуточного вала целиком.
подверглись ослаблению специальные крепления, поддерживающие эластичную муфту. Просто подтяните их.
Видео - Центровка раздатки Нива Шевроле 2123
2. Вибрация пола, которая возникает при езде на скорости, примерно, 100 километров в час. Возникает в районе передних сидений.
возникла сильная разбалансировка промежуточного вала. Такое бывает в результате неверной сборки агрегата или при сильном износе отдельных элементов. В этом случае, необходимо заменить промежуточный вал целиком.
произошло изменение формы или перелом болтов, крепящих эластичную муфту. Как и при первой неисправности, просто замените испорченные крепежные детали. При возможности, рекомендуется заменить промежуточный вал целиком в сборе.
подклинивание ШРУСа. Данный шарнир необходимо разобрать и проверить в нем количество смазки. Утраченную смазку восстанавливают, а в случае необходимости ШРУС полностью подлежит замене.
подклинивание шарниров на карданах переднего вала и заднего. В этом случае, проведите смазку узла, если это не помогло, то карданный шарнир или, соответствующий ему вал, подлежат полной замене.
наблюдается большая разбалансировка карданного вала. Замените неисправный вал в сборе.
сильное нарушение центровка специального межосевого дифференциала. Такая неисправность устраняется только заменой узла.
3. Шум агрегата при вхождении крутые повороты или во время свободного вращения колес.
подверглись повышенному износу специальные зубья сателлитов или же шестерни, расположенные в приводе ведущих мостов. Старые детали необходимо заменить.
сателлиты вращаются слишком туго. Разберите механизм и проверьте их на гладкость. Если на зубьях сателлитов обнаружены различные заусенцы, то уберите их с помощью шлифовки.
сферическая или внутренняя полость дифференциала подверглась сильному износу. В этом случае меняется корпус дифференциала или же весь узел в сборе.
в корпусе дифференциала начали заедать шестерни. Поменяйте детали, подвергшиеся износу, создайте осевой зазор, составляющий 0,10 миллиметров.
арушен осевой зазор между шестернями. Восстановите зазор путем подбора специальных опорных шайб, находящихся в приводной части моста. Обязательно проводите контроль за сопротивлением возникшему вращению, чтобы избежать излишнего трения между деталями.
4. Затрудненное включение передач или установка режимов работы дифференциала.
слишком тяжело перемещается скользящая муфта переключения, находящаяся на шлицах ступицы или же корпусе дифференциала. Деталями, на которых имеются мятые шлицы, замените, а остальные зачистите надфилем от заусенцев.
подверглась сильной деформации вилка или шток переключения передач. Деталь можно выпрямить или же просто заменить.
повреждениям подвергся рычаг привода. В этом случае, его необходимо поменять или просто выпрямить.
наблюдается небольшое заклинивание специальных рычагов механизма привода, расположенных на осях. Разберите механизм и проверьте его внутреннее состояние. При обнаруженной необходимости, проведите полную очистку или же замените неисправные или деформированные элементы.
масло, которое залито в агрегат, слишком густое. Залей масло, которое соответствует климатическим условиям эксплуатации автомобиля.
5. Самопроизвольное, без участия водителя, выключение или сброс передач, а также механизма блокировки дифференциала.
механическое повреждение или деформация зубьев. Отшлифуйте или поменяйте испорченные детали трансмиссии.
нарушена упругость пружин специальных фиксаторов положения рукоятки или же фиксаторы забиты грязью. Проведите очистку фиксирующих устройств или замените пружины.
6. Наблюдается утечка масла из раздаточной коробки.
подверглись ослаблению крепящие части поддона картера коробки. Выполните их затяжку, по возможности, замените прокладку.
Видео - Разборка раздатки Нива 21214 своими руками
Как производится замена раздаточной коробки ВАЗ Нива?
Замена раздаточной коробки производится, когда старый агрегат становится не ремонтопригодным и выполнять ее рекомендуется на смотровой яме.
Порядок действий:
Демонтируйте накладку, которая расположена на тоннеле пола в месте установки органов переключения. Для этого открутите 4 самореза.
Открутите 3 самореза, предназначенные для крепления накладки под рычагами. Вытащите рычаги и снимите накладку вместе с ними. Отключите провода, которые покажутся в специальном отверстии.
Отсоедините кардан от раздаточной коробки. Для этого можно использовать ключ на 13. Открутите специальную контрующую гайку и вытащите трос спидометра.
Приводной вал коробки передач отсоедините от раздаточной коробки. Таким образом, мы освобождаем ее от КПП. Снимите раздаточную коробку, откручивая гайки специального подвесного устройства.
Установите новый агрегат в обратной сборке последовательности.
На этом замена и ремонт раздаточной коробки Нива завершена. Как видите, это не сложная операция и выполняется собственными силами в условиях самого обычного гаража. Таким образом, можно сэкономить многие средства на услугах мастеров автосервиса.