Все что нужно знать об автомобиле на портале VipWash.ru
Тормозная система (далее по тексту ТС) автомобилей, производимых отечественными машиностроительными заводами вплоть до 1989-1990 годов, не отличались наличием инновационных технических устройств, обеспечивающих простоту, удобство и высокий уровень безопасности в процессе эксплуатации транспортного средства. Не явилась исключением из «правила» тормозная система «ВАЗ 2109». Водитель «девятки» (самой популярной и престижной в то время модели) мог лишь мечтать о системах, подобных современным «ABS», «SBS» или «EBD».
Рассматривая тормозную систему «девятки» следует сделать существенную оговорку о том, что она, по сути, - оптимизированная копия системы тормозов «ВАЗ 2108», поскольку именно эта модель первой получила такую тормозную систему.
От своей предшественницы «ВАЗ 2109» досталась ТС, главной конструктивной особенностью которой стало диагональное разделение тормозных контуров, значительно повышающее уровень безопасной эксплуатации. Своеобразное разделение «зон ответственности» (за функционирование переднего правого и заднего левого тормозного механизма отвечает контур гидропривода, за работу заднего правого и переднего левого – тормозной контур) позволило обеспечить достаточно эффективное торможение транспортного средства в случае нарушения работоспособности одного из контуров.
Одним словом, такая схема тормозной системы «ВАЗ 2109», посредством перераспределения функций между контурами, компенсирует риск возникновения негативных последствий при отказах элементов тормозной системы.
Основополагающим принципом схемы функционирования тормозной системы «ВАЗ 2109» является действие фрикционных (использующих принцип трения) механизмов. Подавляющее большинство «девяток», оснащалось тормозными механизмами двух типов: дисковыми (впереди) и барабанными (сзади).
Структура ТС включает два основных элемента:
Тормозной механизм, выполняющий непосредственное торможение вращения колеса.
Тормозной привод, функциональным назначением которого является передача преобразованного усилия на торможение от водителя к тормозному механизму.
Гидравлический привод тормозной системы «девятки» мало отличается от приводов ТС большинства «классических моделей» Волжского автозавода и состоит:
Главного тормозного цилиндра (поз.3)
Вакуумного усилителя тормозов (поз.6).
Тормозной педали (поз.11).
Расширительного бака, оснащенного датчиком уровня рабочей жидкости (поз.5).
Передних (поз.1) и задних (поз.7) тормозных механизмов.
Регулятора давления тормозов (поз.9) с рычагом (поз.10) и упругим рычагом привода (поз.8).
Трубопроводов двух раздельных тормозных контуров (поз.2 и поз.4).
Системы гибких шлангов переднего (поз. А) и заднего (поз. В) тормозов.
Технические усовершенствования, реализованные в ТС «ВАЗ 2109», касаются отдельных элементов системы (главный тормозной цилиндр, регулятор давления, вакуумный усилитель тормозов и т.д.) и носят настолько узкоспецифический характер, что обычному любителю, как правило, не интересны.
Система стояночного (ручного) тормоза, установленная на «девятке», имеет тросовый привод и основана на затормаживании задних колесных барабанов тормозными колодками посредством их раздвижения.
В данной части нашего повествования мы рассмотрим процедуры ремонта узлов тормозной системы «девятки». Итак:
Замена тормозных колодок
При уменьшении толщины фрикционных накладок до величины в 1,5 миллиметра заклепочное соединение, связывающее их с основанием, теряет жесткость. Это приводит к образованию глубоких царапин (сколов) на поверхности накладок. Перед установкой новых накладок их необходимо тщательно удалить.
Работы по замене выполняются следующим образом:
На автомобиле, зафиксированном в неподвижном состоянии, отключается «-» клемма аккумуляторной батареи.
Выполняется контроль уровня тормозной жидкости в системе. Уровень, соответствующий середине отрезка между отметками «MIN» и «MAX», считается наиболее приемлемым, поскольку предотвращает выдавливание рабочей жидкости в процессе сжатия поршней.
Демонтируется колесо.
Поверхность тормозного диска и суппорта очищается от загрязнений.
Снимается уплотнитель стойки кронштейна, фиксирующий тормозной шланг.
Демонтируется шплинт фиксации стопорной шайбы крепежного болта направляющего пальца.
Выкручивается фиксирующий болт, откидывается корпус и демонтируются тормозные колодки.
После замены фрикционных накладок установка элементов тормозного узла выполняется в обратном порядке.
Внимание! Замену колодок с каждой стороны выполняйте попарно. Несоблюдение данной рекомендации инициирует неравномерное торможение колес, что достаточно опасно для транспортных средств с передним приводом.
Замена ГТЦ (главного тормозного цилиндра)
Как правило, ремонт неисправного ГТЦ не обеспечивает получение необходимого результата. Поэтому на практике используется такой метод ремонта тормозного узла, как замена его новым.
Порядок выполнения ремонтных мероприятий выглядит следующим образом:
Транспортное средство обесточивается посредством отсоединения минусовой клеммы аккумулятора.
Снимается колодка проводов датчика уровня рабочей (тормозной) жидкости.
Не отсоединяя полностью, ослабляется фиксация тормозных трубок.
Отворачиваются гайки, соединяющие ГТЦ с ВУТ (вакуумным усилителем тормозов).
Выкручиваются и удаляются тормозные трубки.
ГТЦ снимается со шпилек, а на его место устанавливается новый агрегат, после чего затягиваются гайки.
Уровень тормозной жидкости доводится до отметки «MAX».
Подсоединяются трубки тормозных магистралей.
Проводятся мероприятия по удалению воздуха из контура тормозной системы
Замена задних тормозных цилиндров
Симптомами нарушения работоспособности тормозного цилиндра являются подтеки тормозной жидкости на внутренней поверхности колесного диска. Они свидетельствуют об ухудшении состояния уплотнительных манжет или о нарушении герметичности узла из-за образования царапин на поршне. Ремонт тормозного цилиндра может быть эффективен, но для этого необходимы соответствующие знания и навыки. Поэтому, наиболее распространенным методом устранения неисправности задних тормозных цилиндров служит все же его замена. Выполняется это так:
Рычаг КПП устанавливается в положение, соответствующее первой передаче и демонтируется колесо.
Выполняется демонтаж тормозного барабана и тормозных колодок. В некоторых случаях колодки могут оставаться на месте, необходимо лишь произвести их разъединение посредством снятия верхней пружины.
Болты крепления цилиндра к тормозному щитку и тормозная трубка очищаются от загрязнений.
Фиксирующие болты ослабляются на несколько оборотов.
Отверстие тормозной трубки глушится посредством колпачка (деревянной пробкой), после чего трубка демонтируется.
Болты крепления цилиндра выкручиваются полностью, после чего агрегат удаляется со своего штанного места.
Установка нового агрегата производится в порядке, обратном описанному выше.
Финальным этапом ремонтного процесса должен стать процесс удаления воздуха из заднего контура тормозной системы.
Ремонт рычага привода стояночного тормоза
Единственным вариантом устранения неисправности, характеризующейся такими симптомами, как повышенный износ зубьев фиксации положения рычага, его механическое повреждение или заклинивание, нарушение работоспособности механизма фиксации, является замена устройства новым. Выглядит это следующим образом:
Транспортное средство обесточивается посредством отключения аккумуляторной батареи.
Под днищем автомобиля отворачиваются регулировочная и контрольная гайка, посредством которых трос привода крепится к уравнителю.
Уравниель демонтируется с тяги рычага стояночного тормоза.
В салоне автомобиля освобождается от пластика и декоративной обшивки люк тоннеля крепления рычага.
Удаляется стопорное кольцо тяги привода.
Освобождается от фиксации (при необходимости) и демонтируется рукоять рычага стояночного тормоза и меняется стяжная пружина.
Сборка узла производится в последовательности, обратной приведенной выше.
Порядок замены вакуумного усилителя тормозов
Вакуумный шланг отсоединяется от вакуумного усилителя тормозов (далее ВУТ).
Колодка (с проводами питания) отстыковывается от датчика уровня рабочей (тормозной) жидкости.
В салоне транспортного средства удаляется стопорная скоба пальца, соединяющего тормозную педаль с тягой ВУТ, после чего выполняется разъединение деталей.
В подкапотном пространстве откручиваются гайки фиксации ГТЦ, сам агрегат снимается и убирается в сторону.
Внимание! В ходе выполнения ремонтно-восстановительных работ осуществляйте контроль состояния тормозных трубок (отсутствие трещин, перегибов, деформаций и т.д.).
Освобождаются узлы крепления кронштейна и ВУТ к кузову автомобиля, что позволяет демонтировать весь узел в сборе.
Сборочные мероприятия выполняются в обратном порядке.
Контроль работоспособности обратного клапана ВУТ
Проверка функционирования механизма производится посредством многократного нажатия тормозной педали, создающего высокое давление в тормозной системе. Тормозная педаль занимает крайнее верхнее положение.
После запуска силового агрегата педаль, опустившаяся вниз, свидетельствует об исправной работе обратного клапана. Иной результат является призывом к проведению проверки его герметичности и герметичности шланговых соединений.
Герметичность клапана производится при помощи герметичной груши, одетой на штуцер присоединения шланга. Нажимая на грушу, инициируем выпуск воздуха через клапан. Отпуская грушу, наблюдаем за его состоянием. Разжавшаяся груша свидетельствует о нарушении герметичности обратного клапана и необходимости его замены исправным.
Замена регулятора давления в тормозной системе
Наиболее характерным признаком нарушения работоспособности служит «заносов кузова» транспортного средства, возникающее в результате неравномерного распределения нагрузки (давления тормозной жидкости) по тормозным цилиндрам системы. Процесс замены регулятора включает в себя выполнение следующих мероприятий:
Отсоедините упругий рычаг от задней балки. Для этого необходимо удалить стопорное кольцо, извлечь палец и серьгу.
Посредством специального ключа отстыкуйте (предварительно промаркировав) тормозные трубки, подведенные к регулятору. Во избежание утечки рабочей жидкости отверстия трубок необходимо заглушить.
Демонтируйте кронштейн совместно с регулятором.
Снимите регулятор с кронштейна и замените его.
Соберите узел, выполнив действия, описанные выше, в обратном порядке.
Основы безопасной эксплуатации тормозной системы «ВАЗ 2109»
Как уже говорилось выше, исправность элементов тормозной системы – основа эксплуатационной и дорожной безопасности. Это накладывает на водителя определенный круг обязанностей, в числе которых и своевременный ремонт тормозной системы «ВАЗ 2109». Наиболее распространенными неисправностями ТС, оказывающими существенное влияние на ее работоспособность, считают:
Низкая эффективность функционирования ТС, в том числе и стояночной ее составляющей.
Рост хода (холостого) педали гидравлического привода.
Нарушение герметизации контуров тормозной системы, вызывающее утечку рабочей жидкости.
Увеличение усилия, необходимого для нажатия тормозной педали.
Смещение (увод) транспортного средства от прямолинейной траектории, возникающее в момент торможения.
Наиболее распространенными способами своевременного обнаружения неисправностей ТС являются регулярный визуальный осмотр узлов (агрегатов) системы, контроль уровня тормозной жидкости и анализ работоспособности тормозных элементов.