Все что нужно знать об автомобиле на портале VipWash.ru
Автомобильные сигнализации также называют противоугонными системами, потому что они различными способами препятствуют угону автомобиля. Прочитав статью, вы узнаете, какие виды сигнализаций бывают, как работают и чем отличаются друг от друга, а также научитесь выбирать их.
У автомобильной сигнализации два основных предназначения:
Самые примитивные сигнализации при попытке вскрыть или передвинуть автомобиль, подают громкий звуковой сигнал, привлекающий внимание всех, кто находится неподалеку. Работу такой сигнализации обеспечивают встроенные или отдельные датчики наклона. При изменении положения автомобиля, которое неизбежно происходит при движении или попытке поднять машину с помощью эвакуатора, меняется и наклон кузова. Когда величина изменения наклона превышает установленное значение, датчик подает основному блоку сигнал о попытке угона.
К основному блоку подключен также датчик открытия дверей. В более совершенных сигнализациях возможно подключение датчиков аудио и видеоконтроля, включения двигателя, внутреннего объема, местоположения автомобиля и других. Часть датчиков поставляют вместе с управляющим блоком, другие водитель или владелец автомобиля приобретает и подключает самостоятельно. Более совершенные сигнализации, помимо подачи звукового сигнала, тем или иным способом блокируют работу двигателя автомобиля (функция иммобилайзера). GSM сигнализации, при подключении к диспетчерской службе, подают сигнал тревоги, который поступает на пульт дежурного ГИБДД, что облегчает розыск автомобиля и многократно увеличивает шансы найти его.
Самые примитивные сигнализации информируют владельца автомобиля о попытке угона с помощью громкого звукового сигнала, поэтому дальность эффективного оповещения не превышает 100 метров. Сигнализации, использующие связь по радиоканалу, информируют владельца о попытке угона на расстоянии до 1 километра. Если же сигнализация использует GSM соединение, то способна информировать автовладельца о попытке угона на любом расстоянии.
В любой сигнализации используется блочный принцип. Основной блок (контроллер, блок управления) обеспечивает согласованную работу всей системы, отслеживает сигналы с датчиков и сверяет их с вшитой в его память программой. При получении сигнала, который указывает на попытку угона, основной блок дает команду различным исполнительным устройствам – иммобилайзеру, блоку GSM связи, блоку управления звуковым сигналом. Иммобилайзер блокирует работу двигателя, блок GSM связи информирует владельца и диспетчерскую службу о попытке угона, а блок управления звуковым сигналом активирует сирену, привлекающую внимание всех, кто находится неподалеку. Нередко один блок выполняет несколько функций.
Блочный принцип позволяет подключать дополнительные датчики, число которых зависит от количества свободных входов, а также подключать различные исполнительные устройства, такие, блок управления дверными замками, окнами, или весьма популярный блок автозапуска.
Подключение к контроллеру блока GPS/GLONASS позволяет в реальном времени отслеживать местоположение автомобиля. Подключение к радиоканальной сигнализации блока GSM связи позволяет информировать владельца автомобиля и диспетчерскую службу о попытке угона вне зависимости от расстояния, а также дает возможность управлять исполнительными устройствами с помощью подачи соответствующих SMS.
Благодаря наличию дополнительного аккумулятора, сигнализация продолжает подавать сигнал тревоги, поэтому отключение основного аккумулятора, которое являлось основным средством борьбы с сигнализациями в 80-90 годах прошлого века, никак не влияет на работу современной противоугонной системы. Это особенно важно для GSM сигнализаций, потому что позволяет передать владельцу и диспетчеру сигнал тревоги даже после отключения аккумулятора.
Оба вида связи имеют как преимущества, так и недостатки. У радиоканала существует два основных преимущества – отсутствие абонентской платы и работа вне зоны покрытия сотовых операторов. По всем остальным параметрам он значительно уступает GSM связи. Основные преимущества GSM связи – неограниченный радиус действия, возможность подключения сигнализации к диспетчерской службе, возможность управления автомобильной сигнализацией не только с брелока, но и с телефона, смартфона и других устройств, использующих GSM связь.
Основные минусы GSM сигнализаций – необходимость абонентской платы и невысокая (на недорогих моделях) устойчивость перед кодграбберами – устройствами, блокирующими канал GSM связи. Более дорогие GSM сигнализации или блоки обеспечивают шифрование сигнала и используют регулярный многоканальный обмен данными, из-за чего их устойчивость к взлому и перехвату управления даже выше, чем у радиоканальных. Более подробно автомобильные GSM сигнализации описаны в статье GSM сигнализация для автомобиля.
К дополнительным функциям относят все, что не входит в основное предназначение автомобильных сигнализаций, но в той или иной мере облегчает или увеличивает контроль над автомобилем. К наиболее популярным дополнительным функциям относят:
Благодаря использованию микроконтроллеров, даже достаточно дешевые радиоканальные и GSM сигнализации оснащены функцией автозапуска. Это облегчает эксплуатацию автомобиля в зимний период, ведь водителю нет необходимости мерзнуть возле машины, дожидаясь прогрева двигателя. Если же серьезная сигнализация не оснащена функцией автозапуска, то в продаже есть отдельные блоки, помогающие расширить возможности автосигнализаций и придающие им возможность автоматически включать и выключать двигатель. Подробней о функции автозапуска двигателя читайте в статье Дистанционный автозапуск двигателя.
В автомагазинах нередко встречаются так называемые спутниковые сигнализации. Их отличие от обычных сигнализаций в том, что они оснащены блоком GPS/GLONASS, который позволяет определять местоположение автомобиля. Для связи с хозяином автомобиля и диспетчерской службой в этих сигнализациях установлен GSM блок. С помощью этого блока на пульт управления диспетчера и автовладельца поступает вся информация о состоянии автомобиля (включен/выключен двигатель, двери открыты/закрыты, автомобиль стоит или движется и так далее). Поэтому превращение обычной GSM сигнализации в спутниковую происходит после подключения соответствующего блока. Превратить радиоканальную сигнализацию в спутниковую нельзя из-за ограниченного радиуса действия и невозможности подключения к диспетчерской службе.
При выборе диспетчерской службы необходимо учитывать рейтинг и репутацию того или иного оператора, его присутствие в регионе, в котором автомобиль будет проводить большую часть времени, и поддержку той или иной сигнализации. Наиболее надежные диспетчеры – ООО «АВТОКОННЕКС» и группа компаний «Аркан». К сожалению, эти диспетчеры поддерживают не все современные популярные спутниковые сигнализации, поэтому перед покупкой противоугонной системы посетите офис или сайт диспетчера, чтобы определить, какие сигнализации они подключат к своей сети. Стоимость услуг диспетчеризации одной автомобильной сигнализации в серьезной компании составляет от 1200 рублей в месяц. Если диспетчер запрашивает за свою работу меньшую сумму, задумайтесь. К примеру, компания «Геожизнь» в 2013 году выставляла абонентскую плату в размере 800 рублей, но многие клиенты компании перешли к другим диспетчерам, потому что были недовольны качеством обслуживания.
Перед выбором автосигнализации определите список задач, которые она должна выполнять и сумму, что вы можете потратить на ее покупку и обслуживание. Это поможет избежать переплаты за ненужные функции, которыми вы не будете пользоваться. После этого определите вид связи.
Если вы часто будете использовать автомобиль в местах, где отсутствует покрытие сотовых операторов, то желательно выбирать радиоканальную сигнализацию с подключенным к ней блоком GSM. Это позволит постоянно контролировать свой автомобиль. Еще один важный параметр, который поможет при выборе сигнализации – наличие или отсутствие в автомобиле CAN-шины. Если сигнализации рассчитаны на работу с CAN-шиной, а автомобиль ей не оснащен, то вы не сможете реализовать большинство функций противоугонной системы. Если же автомобиль оснащен CAN-шиной, а сигнализация ее не поддерживает, то вы вообще не сможете подключить ее к автомобилю.
Стоимость недорогих сигнализаций, которые обеспечивают достаточно широкий набор функций, составляет 6-15 тысяч рублей. Среди наиболее популярных функций – автозапуск двигателя, датчик движения, иммобилайзер, управление центральным замком, информирование владельца о состоянии автомобиля и управление с помощью телефона, смартфона и планшета (только для GSM сигнализаций). Стоимость сигнализаций, поддерживающих подключение к диспетчерской службе начинается от 25 тысяч рублей. за эту цену вы получите противоугонную систему с нешифрованным и незащищенным каналом связи и стандартным набором функций. За 30-40 тысяч вы получите многоканальную сигнализацию с неплохим шифрованием. Стоимость хороших спутниковых сигнализаций, использующих хорошо зашифрованную многоканальную связь, начинается от 50 тысяч рублей.
Большинство магазинов дают на сигнализацию гарантию лишь в том случае, если ее подключает и обслуживает их специалист. Это оправдано, потому что для качественного подключения даже простой сигнализации с минимальным набором функций требуется автоэлектрик с хорошей подготовкой и необходимым оборудованием. Ведь любая ошибка, допущенная при подключении или настройке противоугонной системы может привести как к повреждению сигнализации так и к возгоранию автомобиля. Поэтому не пытайтесь устанавливать сигнализацию самостоятельно, если только вы не профессиональный автоэлектрик с большим стажем и необходимым оборудованием.