Все что нужно знать об автомобиле на портале VipWash.ru
Использование неправильной смазки резко сокращает срок службы ступичных подшипников и суппортов тормозной системы. В статье мы расскажем:
Ступичные подшипники подвержены огромным нагрузкам, из-за чего их детали сильно нагреваются. Нагрев приводит к изменению свойств обычной смазки, которая теряет способность образовывать пленку между деталями подшипника. В результате смазывающая способность снижается, что приводит к увеличению трения и еще большему нагреву.
Нагрев деталей подшипника приводит к быстрому износу тонкого слоя цементации, после чего скорость износа деталей возрастает во много раз, из-за чего резко сокращается срок службы этого узла. Снизить нагрев можно ослаблением затяжки ступичной гайки, однако это приводит к увеличению люфта колеса и нарушает управляемость автомобиля. Также можно уменьшить нагрев подшипников снижая скорость до 80–100 километров в час, однако такое решение придется по душе далеко не всем автомобилистам. Поэтому единственный способ продлить срок службы подшипника – использовать термостойкую смазку.
С тормозными суппортами и цилиндрами ситуация иная, ведь направляющие не подвержены таким механическим нагрузкам, как ступичные подшипники. Увеличение температуры направляющих суппорта происходит из-за трения колодок о тормозной диск. В результате трения температура этих деталей поднимается до нескольких сотен градусов, что приводит к нагреву и остальных элементов суппорта, в том числе направляющих.
Из-за слишком высокой температуры обычная смазка пересыхает и коксуется, в результате чего колодки теряют способность свободно передвигаться по направляющим. Это приводит к подтормаживанию некоторых колодок, а в особо тяжелых случаях даже к заклиниванию их в прижатом к диску состоянии. И чем интенсивней водитель пользуется педалью тормоза, тем сильней нагреваются направляющие и цилиндры суппорта и тем меньше срок их нормальной службы. Поэтому единственный выход – использование специальной высокотемпературной смазки.
Не менее важно использовать противоскрипную пасту, выдерживающую высокую температуру. Ее наносят на места контакта колодки и скобы суппорта, а также колодки и поршня. Эта паста устраняет скрип и биение тормозов, а также делает торможение более четким. Из-за того, что колодки при интенсивном торможении нагреваются до 500–600 градусов, противоскрипные вещества должны легко выдерживать эти температуры. Стандартный температурный порог для такой пасты 1000 градусов. Ее ни в коем случае нельзя использовать для смазки направляющих, потому что она, застывая, образует плотную и прочную прослойку между деталями, а значит, заблокирует направляющие.
Основные требования, предъявляемые к таким смазкам одинаковы:
Максимальная температура ступичного подшипника в обычном режиме редко превышает 110–120 градусов, поэтому к термостойким относят вещества, которые не теряют своей вязкости при температуре в 150 градусов.
Однако для машин, участвующих в гонках, используют более высокотемпературное масло, выдерживающее нагрев до 200–250 градусов. Кроме того, суппортные смазочные вещества должны обладать способностью вытеснять тормозную жидкость и не окисляться при контакте с паром. В противном случае просочившаяся через манжеты жидкость смоет масло и на стенках поршня и цилиндра появятся зазоры, которые увеличат утечку тормозной жидкости. Не менее важное качество – неагрессивность по отношению к резиновым деталям, то есть шлангам и пыльникам. Если смазочное вещество окажется агрессивным, то разъест пыльник, из-за чего в механизм попадет уличная грязь, которая быстро убьет трущиеся детали.
Высокотемпературные смазки отличаются от обычных тем, что даже при высоких температурах сохраняют свою вязкость и смазывающие способности. Это достигают двумя основными путями:
Термостойкие смазки на основе нефти используют только для подшипников, ведь в суппортах смазочные вещества на основе углеводородов быстро пересыхают и коксуются. Наиболее эффективные смазки для суппорта делают на основе силикона, фторопласта и других синтетических веществ. Присадки, добавленные в основу из нефтепродуктов, препятствую испарению углеводородов при высоких температурах, благодаря чему смазка не высыхает даже при нагреве. Кроме того, они препятствуют окислению основы при нагреве и повышают ее смазывающие и противозадирные свойства.
Синтетические основы изначально рассчитаны на работу в условиях повышенных температур, поэтому присадки к ним не меняют исходных свойств, а улучшают противозадирные и смазывающие способности вещества. Еще одно отличие качественного смазочного средства для ступичных подшипников и деталей суппорта в том, что они сохраняют необходимую вязкость в широком диапазоне температур. Такие смазочные пасты обходятся гораздо дороже тех, которые рассчитаны лишь на невысокие температуры.
Неопытные водители нередко задают вопрос – можно ли использовать любые смазочные вещества, выдерживающие высокие температуры для различных узлов автомобиля? К примеру, керамической пастой для направляющих заполнять ступичные подшипники или смазывать направляющие противоскрипной пастой для колодок? Ответ на этот вопрос очевиден – каждое вещество предназначено для конкретных условий работы, в которых оно выполняет заданные функции, поэтому использование вещества в любом другом узле или детали приведет к их повреждению. Более того, желательно для каждой детали использовать смазочное вещество, рекомендованное производителем автомобиля, в противном случае сократится срок службы детали и эффективность ее работы.
Важно! Многие продавцы в магазинах и работники автосервисов предлагают для смазки направляющих различные медные или силиконовые пасты, упирая на их высокую термостойкость. Однако они не предназначены для смазки направляющих, потому что быстро высыхают и образуют корку, которая препятствует свободному движению скобы по направляющим. Такие смазки можно использовать только в качестве противоскрипных паст.
Многие автовладельцы, а также работники автосервисов, смазывают ступичные подшипники Литолом, Солидолом или графитной смазкой. По их словам, даже эти вещества обеспечивают надежное смазывание подшипника в обычных условиях. Отчасти это так, но только при соблюдении двух условий:
Эти требования возникли из-за того, что ступичный подшипник работает в очень тяжелых условиях – помимо трения качения на него воздействую вибрации подвески и небольшой люфт. Если затянуть ступичную гайку слишком сильно, то люфт исчезнет, но резко возрастет сопротивление вращению. Поэтому низкотемпературные смазки применяют лишь на тех автомобилях, которые не ездят быстрей 90 километров в час. Из-за этого нежелательно использовать низкотемпературные смазки в любых легковых автомобилях, хотя, они вполне применимы в погрузчиках и грузовиках.
Мы составили две таблицы, в которые включили лучшие высокотемпературные смазки для ступичных подшипников и различных деталей тормозных суппортов, а также их краткое описание и цены. Все вошедшие в таблицы вещества получили одобрение на различных автомобильных форумах и порталах.
Марка |
Основа |
Описание |
Цена |
Циатим-221 |
Кремнийорганические соединения |
Выдерживает температуру до 150 градусов, обладает хорошими противозадирными и противоинзносными свойствами |
2000 рублей (банка 0,8 кг) |
МС-1510(BLUE) |
Литиевый комплекс |
Выдерживает температуру до 170 градусов, продлевает срок службы подшипников |
350 рублей (баллон 420 мл) |
LGHP2/0,4 SKF |
Минеральное масло |
Подходит для любых автомобилей, выдерживает температуру до 150 градусов |
850 рублей (баллон 420 мл) |
AIMOL Greasetech Polyurea EP 2 |
Минеральное масло и полимочевина |
Подходит для любых автомобилей, выдерживает температуру до 170 градусов |
950 рублей (баллон 420 мл) |
Марка |
Назначение |
Описание |
Цена |
Slipkote® 220-R DBC |
Противоскрипная паста |
Выдерживает температуру до 300 градусов, подходит для места контакта суппортов и колодок, а также для места контакта поршня и колодок |
950 рублей (тюбик 85 грамм) |
LiquiMoly Bremsen-Anti-Quietsch-Past |
Противоскрипная паста |
Выдерживает температуру до 1200 градусов, поэтому подходит даже для керамических тормозов спортивных автомобилей. Нельзя использовать для смазки направляющих или поршней. Применяйте ее только в качестве противоскрипной пасты, то есть мажьте толстым слоем место контакта колодки и скобы |
110 рублей (пакетик 10 грамм) |
LiquiMoly Алюминиевый спрей Aluminium-Spray |
Смазка для направляющих |
Подходит для любых автомобилей с дисковыми тормозами. Не повреждает пыльники и обеспечивает свободное движение направляющих при температуре до 300 градусов |
600 рублей (баллон 400 мл) |
Molykote Cu-7439 Plus |
Смазка для направляющих |
Подходит для любых машин с дисковыми тормозами. Максимальная температура 300 градусов. Не используйте в качестве противоскрипной пасты |
650 рублей (тюбик 100 грамм) |
Toyota 0888780609 |
Смазка для направляющих |
Рекомендовано для всех автомобилей Тойота с дисковыми тормозами |
2710 рублей (тюбик 50 грамм) |