Все что нужно знать об автомобиле на портале VipWash.ru
От давления в автомобильных шинах зависит управляемость автомобиля и расход топлива. Прочитав статью, вы узнаете, каким должно быть давление в шинах, чем опасно излишне высокое или низкое давление и научитесь его измерять и регулировать.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала разобраться, как устроена автомобильная шина и как она взаимодействует с дорогой. Автомобильная шина изготовлена из натурального или синтетического каучука (резины), сажи, прочной капроновой или стальной нити.
Шина состоит из большого количества слоев, благодаря чему обладает высокой прочностью. Использование различных добавок помогает менять свойства слоев, добиваясь увеличения прочности, износостойкости и улучшенного сцепления с дорогой. Наиболее популярные сегодня бескамерные шины после установки на колесо образуют замкнутый резервуар в форме тора (кольца). Благодаря применению капронового или металлического корда, шины при накачивании не растягиваются. Поэтому увеличение давления в них приводит к изменению рельефа рабочей поверхности шины и снижению ее способности к продавливанию. Иными словами, чем выше давление в шине, тем выше расстояние между днищем кузова и дорогой.
Если давление в шине меньше оптимального, то происходит следующее – увеличивается «пятно контакта» - площадь прямого соприкосновения шины и дороги. Это приводит к росту трения качения, которое сокращает накат автомобиля и увеличивает расход топлива. Увеличение пятна контакта (в определенных пределах) увеличивает сцепление шины с дорогой и снижает тормозной путь. Также увеличение пятна контакта также приводит к ускоренному износу колеса и серьезному ухудшению управляемости. Передние колеса со сниженным давлением хуже справляются с изменением траектории движения автомобиля, ведь несмотря на увеличение общего сцепления шины с дорогой, влияние протектора резко снижается, в результате чего создается ощущение, что рулевое управление «тупит» и машина поворачивает неохотно и с некоторой задержкой. При движении по мокрой дороге возрастает вероятность аквапланирования, в результате которого водяная пленка в десятки раз ухудшает сцепление колеса с дорогой. Если же давление снижено в задних колесах, то возрастает вероятность заноса. При движении по неровной дороге на немного спущенных шинах возрастает плавность хода. Это вызвано более высокой возможностью продавливания и перераспределения воздуха в пределах шины.
Если давление в шинах выше оптимального, но ниже максимального, то площадь пятна контакта сокращается, однако, возрастает влияние проектора. Из-за того, что шина прижимается к дороге не всей поверхностью, а только серединой, ее износ резко возрастает. Тормозной путь автомобиля с перекачанными шинами увеличивается, что компенсируется улучшением курсовой устойчивости и управляемости.
Наличие в шине углерода приводит к тому, что наполняющий ее воздух постепенно просачивается наружу. Поэтому необходимо не реже одного раза в месяц контролировать давление шин и при необходимости подкачивать их. Изменение температуры на 10 градусов Цельсия приводит к изменению давления на 0,1 атмосферу. Если температура повышается, то давление возрастает, если падает, то снижается. Это вызвано высоким коэффициентом температурного расширения воздуха. На давление влияет исправность золотника, целостность обода колеса и состояние самой шины.
В каждом автомобиле присутствует табличка с указанием нагрузки на переднюю и заднюю ось и рекомендованным давлением в шинах. Эти значения носят рекомендательный характер и допускают изменение давления в пределах ± 0,5 атмосферы. Более точное рекомендованное значение оптимального давления для конкретных моделей шин можно узнать при их покупке из сопроводительных документов. В этих документах указаны:
Более точно оптимальное значение давления каждый водитель определяет самостоятельно, исходя из своих приоритетов. Если ему более важна мягкость движения, то он снижает давление в шинах до необходимого уровня. Если для него главное максимальная скорость, отличная управляемость и низкий расход топлива, то он повышает давление в шинах. Если необходимо резко увеличить сцепление с дорогой и снизить удельную нагрузку на грунт, то возможно снижение давления на 0,5-1,5 атмосферу. Такой подход может понадобиться при движении по рыхлому снегу. Если же водителю важно, чтобы шина работала как можно дольше, то он будет придерживаться указанных производителем значений оптимального давления.
Для определения давления в шинах используют прибор под названием «манометр». Принцип действия механического и электронного манометров во многом одинаков. Основа манометра – металлическая мембрана, которая под давлением воздуха изгибается и приводит в действие измерительный механизм. Основа измерительного механизма – калиброванная пружина, степень изгиба или поворота которой напрямую зависит от силы давления на мембрану. В механических манометрах пружина приводит в действие стрелку, которая указывает давление по тщательно рассчитанной шкале. В электрических манометрах мембрана приводит в действие переменный резистор, конденсатор или катушку индуктивности, после чего электронная начинка по определенному алгоритму вычисляет воздействующее на манометр давление. Большинство манометров показывают давление в Барах (Bar), кило (kPa) или мегапаскалях (mPa), атмосферах (atm) или PSI. При этом 1 Бар = 1 атмосфере, 100 килопаскалям, 0,1 мегапаскалю или 14 PSI.
Для накачивания шин используют различные варианты пневматических компрессоров. Наиболее распространены небольшие Критерии выбора компрессора для подкачки шин">компрессоры с питанием от автомобильного аккумулятора. Они позволяют при необходимости подкачать колеса после съезда на обочину. Все компрессоры, предназначенные для накачивания шин, обязательно оснащены манометром, однако точность их показаний невелика. Поэтому желательно проверить давление в шинах с помощью профессионального манометра, а после подключить компрессор, чтобы увидеть разницу и в будущем учитывать ее во время подкачивания шин. Во время накачивания или подкачивания шин нет никакой разницы, установлено колесо на автомобиль или лежит на земле. Изменение давления после установки на автомобиль весом до 3 тонн составляет десятые доли процента и никакого влияния не оказывает.
Для накачивания/подкачивания шин необходимо скрутить защитный колпачок с золотника и надеть на него переходник компрессора. После чего подключить компрессор к аккумулятору и включить питание. Эту операцию можно выполнять как при выключенном, так и при выключенном двигателе. Если двигатель автомобиля включен, необходимо поставить машину на стояночный (ручной) тормоз и подложить противооткатные упоры хотя бы под одно колесо. Если двигатель выключен, необходимо включить ручной тормоз и первую передачу, а на автомобилях с АКПП перевести рычаг в режим парковки. После достижения необходимого давления выключите компрессор, снимите переходник с золотника и убедитесь, что нет утечки. Для этого намажьте входное отверстие золотника слюной или мыльной водой. Если воздух проходит, то появятся пузыри. После этого отключите компрессор от аккумулятора и накрутите на золотники защитные колпачки.