Все что нужно знать об автомобиле на портале VipWash.ru
Владельцы автомобилей с обычными кислотными аккумуляторами вынуждены не реже одного раза в квартал проверять уровень электролита. В противном случае велика вероятность, что электролит выкипит и, свинцовые пластины электродов начнут разрушаться. Гелевые аккумуляторы лишены этого недостатка. Прочитав статью, вы узнаете об устройстве таких аккумуляторов, их плюсах и минусах, стоимости и условиях эксплуатации.
Принцип работы гелевого аккумулятора такой же, как и у обычного свинцово-кислотного. При подключении нагрузки к полностью заряженному аккумулятору сульфат свинца анодной пластины отдает кислород в электролит и атмосферу, превращаясь в просто свинец, а свинец на катоде окисляется до сульфата с выделением водорода. При зарядке происходит обратный процесс. Единственное отличие гелевых аккумуляторов в том, что электролит в них не жидкий, а желеобразный (гель). При этом все химические и физические процессы полностью идентичны традиционным свинцово-кислотным аккумуляторам.
Существуют два вида гелевых аккумуляторов:
Во время зарядки и разрядки аккумуляторов типа AGM свободные водород и кислород не уходят в атмосферу, а заполняют поры стекловолокна. В процессе заряда происходит впитывание кислорода и выделение водорода. В процессе разряда наоборот, кислород заполняет поры стекловолокна, а водород впитывается в электролит. Благодаря этому соотношение свинца, диоксида свинца и электролита остается неизменным в течение многих лет. Во время зарядки и разрядки аккумуляторов типа GEL часть свободных газов остается в электролите в виде пузырьков, другая часть испаряется в атмосферу. Поэтому ресурс таких аккумуляторов ниже, чем у AGM, хотя в несколько раз превосходит ресурс традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов.
Как и любому другому типу аккумуляторов, гелевым батареям присущи определенные достоинства и недостатки. Это вызвано конструкцией аккумулятора. Если вы знаете о сильных и слабых сторонах гелевого аккумулятора и понимаете причины этих явлений, то сможете самостоятельно решить, в каких ситуациях такая батарея эффективна, а в каких сильно уступает обычным аккумуляторам.
Оба типа гелевых аккумуляторов обладают серьезными преимуществами. Они не боятся повреждений корпуса, ведь желеобразный электролит не вытечет через трещины. Они не требуют доливки дистиллированной воды и проверки плотности электролита. Они выдают более сильный пусковой и рабочий ток, а также выдерживают более сильный зарядный ток. Гелевые аккумуляторы эффективно работают в любом положении, в отличие от свинцово-кислотных, которые при переворачивании на бок резко теряют емкость и рабочий/пусковой ток. Гелевые аккумуляторы не боятся полного разряда и большого зарядного тока. У гелевых аккумуляторов очень мал ток саморазряда, поэтому при хранении вне автомобиля они в течение года теряют не больше 25% заряда.
Хватает у гелевых аккумуляторов и недостатков, главный из которых – высокая чувствительность к перезаряду или повышенному напряжению заряда. Традиционные свинцово-кислотные аккумуляторы не боятся небольшого перезаряда, да и максимально допустимое зарядное напряжение у них выше. При превышении напряжения или сильном перезаряде электролит начинает закипать, в результате чего испаряется вода и повышается плотность. При этом никаких повреждений аккумулятор не получает (если пластины полностью покрыты электролитом). Гелевые аккумуляторы даже при небольшом перезаряде или превышении зарядного напряжения начинают необратимо терять емкость.
Аккумуляторы типа GEL плохо переносят отрицательные температуры. Если машина ночь стояла на улице при температуре минус 5 градусов, то пусковой ток падает в 1,5-2 раза, поэтому не получится завести автомобиль без установленного предпускового подогревателя. Аккумуляторы типа AGM менее чувствительны к морозу, но все равно уступают традиционным свинцово-кислотным батареям. Еще один недостаток гелевых аккумуляторов – боязнь короткого замыкания. Традиционным свинцово-кислотным аккумуляторам короткое замыкание продолжительностью 1-2 секунды не повредит, а гелевый аккумулятор испортится.
Еще один серьезный минус гелевых аккумуляторов – цена. Их стоимость в 3-6 раз выше, чем у традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов и в феврале 2016 года составляет 20-30 тысяч рублей.
Гелевые аккумуляторы можно устанавливать лишь на автомобили, оборудованные качественным стабилизатором напряжения. Ведь повышение напряжения бортовой сети до свыше 13,3 вольта представляет опасность для гелевых аккумуляторов. А при напряжении 14-15 вольт их срок службы сокращается в сотни раз. В гелевые аккумуляторы невозможно долить дистиллированную воду или электролит, поэтому все изменения, вызванные высоким напряжением, необратимы.
Гелевые аккумуляторы нельзя заряжать с помощью обычных зарядных устройств, предназначенных для свинцово-кислотных батарей. Напряжение заряда, которое выдают эти устройства, гораздо выше, чем необходимо аккумулятору. В результате зарядки обычным устройством срок службы аккумулятора сокращается в десятки раз. Для зарядки таких аккумуляторов нужно купить специальное устройство. Или использовать зарядные устройства с автоматическим регулированием тока и напряжения по выставленным параметрам.
Если вы сопоставили все плюсы и минусы гелевых аккумуляторов и решили приобрести его для своего автомобиля, то учитывайте следующее. Гелевые аккумуляторы выпускают в корпусах таких же размеров, что и свинцово-кислотные. Поэтому выбирайте тот размер, который соответствует вашему автомобилю. Если вы не знаете, какой размер вам необходим, возьмите с собой руководство по эксплуатации вашего автомобиля и покажите его продавцу. Не забывайте, что клеммы многих аккумуляторов для американских автомобилей установлены не сверху, а сбоку корпуса. И для подсоединения к ним не подходят клеммы, предназначенные для европейских и азиатских машин.
Все предприятия, которые официально производят гелевые аккумуляторы в России или легально поставляют их из других стран, исполняют требования закона о защите прав потребителей. Поэтому указывают на этикетке аккумулятора не только его название, но и полное наименование производителя и поставщика, адрес завода, почтовый и электронный адрес для направления претензий и стандарты, в соответствие с которыми изготовлен аккумулятор. Несмотря на то, что гелевые аккумуляторы не подлежат обязательной сертификации, все серьезные производители всегда получают сертификат соответствия на свою продукцию. Этот документ подтверждает высокое качество аккумулятора.
Осмотрите выбранный аккумулятор. На корпусе качественного гелевого аккумулятора нет никаких неровностей или следов некачественной штамповки. Надписи на этикетке (наклейке) очень четкие, включая те, что сделаны мелким шрифтом. Сама этикетка наклеена ровно и аккуратно. Если этикетка не четкая, мелкий шрифт плохо различим или наклеена неровно, перед вами подделка. Попросите продавца показать вам сертификат соответствия на аккумулятор. Внимательно осмотрите сертификат. Настоящий сертификат выдан организацией, зарегистрированной в федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Наименование и модель аккумулятора на прилавке и в сертификате должны совпадать. Сертификат должен быть действующим, не просроченным. Если сертификата нет, или он выдан организацией, не имеющей никакого отношения к федеральному агентству, или срок его действия закончился, перед вами подделка.