Нарушения (сбои) работоспособности стартера нового автомобиля – вещь достаточно редкая,...
О важности стартера, как элемента системы электроснабжения автомобиля, сказано немало, достаточно лишь упомянуть о том, что неработающий стартер делает невозможным запуск силового агрегата транспортного средства от ключа. В статье, предлагаемой вашему вниманию, мы рассмотрим не только характерные признаки неисправности стартера, но и причины, к ним приводящие.
Итак, наиболее распространенные неисправности стартера:
Втягивающее реле (далее по тексту ВР), стартера не срабатывает, якорь не вращается. Причинами данного дефекта могут быть:
Потеря работоспособности, в том числе и полная (частичная) разрядка аккумуляторной батареи.
Окисление контактных выводов АКБ, наконечников подключаемых к ним проводов.
Недостаточный контакт наконечников с клеммами АКБ.
Примечание! Следует отметить, что три перечисленные выше проблемы характерны практически для всех случаев нарушения функционирования стартера, что делает целесообразным их первоочередную проверку при проведении диагностических мероприятий.
Отсутствие контакта (переменный контакт) на клеммах ВР вызванный обрывом проводов, соединяющих реле с выключателем зажигания и стартером.
Межвитковое замыкание, обрыв или «пробой на массу» обмоток ВР.
Заклинивание якоря втягивающего реле.
Нарушение работоспособности контактора выключателя.
При пуске стартера и срабатывании ВР якорь вращается медленно или не вращается вообще.
Основные неисправности стартера в этом случае могут быть следующими:
Потеря контакта на клеммных болтах ВР.
Чрезмерный износ щеток или их «зависание».
Воздействие высоких температур, или «подгорание» пластин коллектора.
Нарушение целостности обмоток якоря (статора).
Нарушение изоляции («пробой на массу») плюсового щеткодержателя.
Замыкание между пластинами коллектора, вызванное нарушением изоляционного слоя.
Межвитковое замыкание или «пробой на массу» обмоток якоря (статора).
Проверка работоспособности ВР выполняется следующим образом:
В питающую цепь обмоток реле включают амперметр (вольтметр).
Между шестерней привода и ограничительным кольцом вводят изолирующую прокладку, толщина которой составляет 13,0-15,0 миллиметров.
На реле подают питающее напряжение.
Снимают показания прибора, которые не должны превышать следующих значений: для силы тока – 23 Ампера, для напряжения – 9 Вольт. Превышение контрольных значений свидетельствует о повреждениях обмоток привода стартера или втягивающего реле.
Для проверки обмоток агрегата на предмет отсутствия «пробоев на массу» используют тестер, при его отсутствии – контрольную лампу. Выполняется она так:
Вывод обмотки возбуждения отключают от контакта ВР.
Изолированные щетки фиксируют в приподнятом положении.
Соединение неизолированного щеткодержателя и шунтовой катушки размыкают.
Контрольную лампу или тестер включают в цепь подачи напряжения величиной 12 Вольт.
Загорание лампы (отклонение стрелки тестера) свидетельствует о повреждениях изоляции обмотки возбуждения, вызывающих «пробой на массу». Этот метод используют и при проверке на наличие «пробоя» в изолированных щеткодержателях. В этом случае питающее напряжение подают на корпус стартера и изолированного щеткодержателя. При проверке коллектора (обмотки якоря) напряжение подают на корпус стартера и пластины коллектора. Во всех случаях отклонение стрелки (загорание сигнальной лампы) свидетельствуют о контакте обмоток с корпусом, или «пробое на массу».
Видео - Как проверить стартер самому без стенда
Якорь включенного стартера вращается, однако коленвал силового агрегата неподвижен.
Причинами возникновения подобной ситуации могут стать:
Проскальзывание (пробуксовка) муфты свободного хода (далее по тексту МСХ).
Механическое повреждение элементов МСХ (буферной пружины, поводкового кольца).
Выскакивание оси рычага включения или его механическое повреждение.
Заклинивание (затрудненное перемещение) привода по винтовым нарезам вала якоря.
После пуска силовой установки стартер продолжает работать.
Внимание! При возникновении данной ситуации без промедления выполните следующие действия:
выключите зажигание;
в моторном отсеке отсоедините питающий кабель от ВР.
Перекос стартера, вызванный ослаблением креплений агрегата на корпусе силовой установки.
Повышенный уровень шума при вращении якоря.
Основными источниками возникновения шума являются:
Чрезмерно изношенные шейки и втулки вала якоря.
Крышка стартера с повреждениями в районе привода.
Зубья венца маховика силового агрегата или шестерня привода, имеющие механические повреждения.
Ослабленные крепления стартера.
Соприкосновение вращающегося якоря с полюсом, вызванное ослаблением крепления последнего в корпусе агрегата.
Итак, мы рассмотрели основные неисправности стартера, приводящие к нарушению его работоспособности. Нам представляется логичным сказать несколько слов об основных правилах и приемах, используемых в процессе ремонта автомобильного стартера. Вот они:
Разборка стартера предваряется очисткой его поверхности от грязи (пыли) при помощи волосяных щеток (кисточек) и сухой, чистой ветоши.
После разборки все элементы агрегата подвергаются промывке и просушке. Детали (узлы), выполненные из металла, промывают в емкостях, заполненных керосином (раствором щелочи). Детали, имеющие электрические провода (обмотки) протирают смоченной в бензине ветошью, после чего обрабатывают потоком сжатого воздуха и просушивают не менее 1-1,5 часов. Для промывки войлочных (фетровых) прокладок применяют чистый бензин.
Царапины, забоины, задиры на металлических деталях устраняют посредством обработки наждачной шкуркой мелкой зернистости с последующей шлифовкой.
Рабочую поверхность коллектора (контактных колец), степень износа которой превышает допустимую, восстанавливают при помощи проточки и последующей шлифовки.
Повреждения резьбовых соединений, ликвидация которых нарезанием резьбы ремонтного размера невозможно, устраняются при помощи «ввертыша», имеющего резьбу необходимого размера.
Окислившиеся и «подгоревшие» контакты зачищают мелкозернистой наждачной шкуркой.